Главное условие успешного выполнения домашнего задания – соблюдение режима дня (чередование различных видов деятельности и отдыха, рациональное соотношение умственного и физического труда).
Ребёнок, живущий по режиму, лучше справляется с учебными нагрузками. Меньше устаёт, у него остаётся время для занятий по интересам. Универсальной схемы режима дня не существует. Всё зависит от возраста ребёнка, сменности занятий в школе, индивидуальности.
Уроки необходимо выполнять в одни и те же часы. Лучшее время для умственной и физической работы с 9 до 12 и с 15 до 17 часов.
Серьёзной ошибкой родителей является требование садиться за выполнение домашнего задания сразу после возвращения из школы. Ребёнку нужен перерыв, чтобы отдохнуть после занятий в школе, пообедать, погулять. Незаменимым отдыхом будет прогулка на свежем воздухе. Детям, которые учатся во вторую смену, не стоит садиться за уроки вечером, после возвращения из школы. Им приготовление уроков целесообразно начинать в 9 – 10 часов утра. Исключением может быть случай, когда ребёнку нужно помочь разобраться в трудном задании или заучить наизусть материал.
Неблагоприятно отражаются на здоровье детей не в меру продолжительные домашние занятия. У ребёнка, который долго сидит за уроками, ослабляются память и внимание, снижается успеваемость. Оптимальное время приготовления уроков должно быть 1,5 – 2 часа для учащихся начальных классов, 2,5 часа – для учащихся 5 – 6 классов, 3 часа – для учащихся 7 - 8 классов, 3,5 – 4 часа – для учащихся старших классов.
Домашнее задание следует выполнять, начиная с более трудных предметов, чередуя письменные и устные предметы.
Не надо забывать и про отдых. После 25 - 30 минут занятий младшему школьнику и после 40 - 45 минут старшему школьнику надо делать 10 – 15-ти минутный перерыв для отдыха. Надо чередовать малоподвижные игры с подвижными, прогулки с просмотром телепередач.
На успешное выполнение домашнего задания влияет так же и правильно оборудованное рабочее место. Мебель должна соответствовать росту ребёнка. Стул обязательно должен иметь спинку. Необходимо предусмотреть правильное освещение стола. Он должен стоять у окна. Не обойтись и без настольной лампы. Свет не должен быть ярким и слепящим.
Необходимо воспитывать у ребёнка аккуратность и самодисциплину, тогда дома рабочее место школьника будет содержаться в порядке, на столе не будет посторонних предметов, отвлекающих от выполнения заданий.
Выходные дни у школьника должны использоваться рационально и полноценно. Это создаст хороший запас сил на следующую учебную неделю.