2 апреля – Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

Аутизм – это неспособность формировать эмоциональные отношения с окружающими. У мальчиков он встречается в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Ученые предполагают связь заболевания с нарушениями на генетическом уровне и обосновывают это тем, что дети, в семье у которых уже есть аутичный ребенок, болеют аутизмом в 50 раз чаще, чем дети, у которых в семье аутизма нет.

Несмотря на то, что об аутизме известно очень мало, некоторыми сведениями о заболевании наука все же располагает. Вот некоторые из них.

Первые признаки заболевания появляются до 3 лет. До 7 лет у деток уже четко заметно отставание в физическом развитии, они маленького роста и часто не имеют предпочтения в использовании той или иной конечности как доминантной, то есть не определяется ни леворукость, ни праворукость, ни даже амбидекстрия (когда обе руки «правые») – дети обеими руками владеют гораздо хуже сверстников.

Кроме этого, с раннего детства больные не выявляют интереса к звуку человеческого голоса, не смотрят в глаза, избегая прямого взгляда, не просятся на руки, не ходят за родителями «хвостиком». Мало того, дети с аутизмом не боятся оставаться одни в комнате, квартире, магазине и не стесняются при встрече с незнакомыми или малознакомыми людьми. Для таких больных просто нет различий между мамой и чужой тетей, для них все чужие, в том числе и сверстники, с которыми аутичные детки не идут на контакт и не проявляют ни к ним, ни к их игрушкам никакого интереса.

Тяжкие испытания ждут маму аутичного ребенка, поскольку с самого его рождения она не получает тех положительных эмоций, непосредственной радости общения, которые обычно с лихвой покрывают все тяготы и усталость, связанные с ежедневными заботами и тревогами. Ребенок в подавляющем большинстве случаев даже не выделяет мать среди окружающих его людей.

При аутизме часто нарушено развитие речи, и больные дают знать о своих желаниях с помощью крика, плача или активной жестикуляции.

Дети, страдающие аутизмом, чрезвычайно вспыльчивы и агрессивны. Надо добавить, что сходные реакции на какой-то запрет постоянны, дети не учатся владеть собой и не привыкают к травмирующему фактору. Весь их внутрений мир зажат в жесткие рамки, выход за которые проявляется неофобией – боязнью всего нового. Вообще, аутичных деток испугать можно очень просто и надолго, с формированием у них самых разных фобий, например, сенсорных (боязнь бытовых электроприборов, издающих резкие звуки, особенно жужжащие, темноты или яркого света, закрытых дверей, определенной одежды, меха и т.д.

К сожалению, умственная отсталость является характерным признаком аутизма. Более 50% больных имеют IQ ниже 50 баллов, и только 70% – выше 30 баллов.

Однако среди детей, страдающих аутизмом, встречаются индивидуумы, которые проявляют гениальные способности в какой-либо области (музыка, живопись). Аутизмом предположительно страдали философ Иммануил Кант, сказочник Ганс Христиан Андерсен, художник Нико Пиросманишвили. В то же время, эти же дети могут не иметь простейших бытовых и социальных навыков.

Аутизм сегодня – неизлечимое заболевание. Как оно передается через поколения, неизвестно, потому что брак или хоть какие-то близкие отношения у аутичных людей потенциально невозможны.

Сегодня разработано множество различных методик, направленных на выработку у ребенка определенной независимости, самостоятельности и навыков социальной адаптации, в тяжелых случаях детей учат основам невербального общения.
Родителям необходимо понять, что происходит с их ребенком, по возможности установить с ним эмоциональный контакт, почувствовать свои силы, научиться влиять на ситуацию, изменяя ее к лучшему. Кроме того, семьям с аутичными детьми полезно общаться между собой. Они не только хорошо понимают друг друга, но каждая из них имеет свой уникальный опыт переживания кризисов, преодоления трудностей и достижения успехов, освоения конкретных приемов решения многочисленных бытовых проблем.

Опубликовано 06 апреля 2015
Обновлено: 07 апреля 2015
Просмотров: 1871
Вверх