Печать

СДВГ

СДВГ - синдром дефицита внимания с гиперактивностью.  Встречается примерно у 15% младших школьников.

Ребенок с СДВГ - какой он?

Невнимательный

С трудом удерживает внимание во время выполнения школьных заданий и во время игр. Часто допускает ошибки из-за небрежности. Складывается впечатление, что ребенок не слышит обращенную к нему речь. Часто оказывается не в состоянии придерживаться инструкции к заданию, не доводит дела до конца. Ему сложно самому организовать себя на выполнение задания. Избегает, очень не любит задания, требующие длительного сохранения умственного напряжения. Часто теряет свои вещи. Легко отвлекается на посторонние стимулы. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

Гиперактивный

Наблюдаются частые беспокойные движения, ребенок крутится, вертится, что-то теребит в руках и т.п. Часто встаёт со своего места на уроках или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте. Проявляет бесцельную (только чтоб выплеснуть энергию) двигательную активность: бегает, прыгает, пытается куда-то залезть и т.д. Обычно не может тихо, спокойно играть, заниматься чем-либо на досуге. Часто находится в постоянном движении, «будто к нему прикрепили мотор». Часто бывает болтливым.

Импульсивный

Часто отвечает на вопросы, не задумываясь и выслушав их до конца. Обычно с трудом дожидается своей очереди в

разных ситуациях. Часто на уроке не может дождаться, пока его спросит учитель и выкрикивает с места. Часто мешает другим, вмешивается в игры или беседы.

Если Вы наблюдаете у ребенка признаки невнимательности, гиперактивности и импульсивности, причем они устойчивы во времени (сохраняются на протяжении как минимум 6 месяцев) и в нескольких ситуациях (то есть проявляются и в школе, и дома), то с большой долей вероятности можно говорить о наличии у этого ребенка СДВГ, а значит, для успешного обучения и развития он требует ОСОБОГО подхода.

Однако СДВГ это диагноз, который устанавливает врач!

Основным этиологическим фактором синдрома дефицита внимания и гиперактивности является минимальная дисфункция мозга, возникшая в перинатальный период развития. Не исключена генетическая обусловленность заболевания. Значимую роль в возникновении играют патологии беременности и родов, инфекции и интоксикации первых лет жизни. Также доказано влияние алиментарного фактора — недоедание беременной и ребёнка в раннем детстве.

Особенности поведения ребенка с СДВГ имеют физиологическую основу, поэтому ребенок не может с помощью волевой регуляции корректировать собственное поведение или же это дается ему с большим трудом.

Особенностью умственной деятельности таких детей является цикличность: дети могут продуктивно работать 5 - 15 минут, затем 3-7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на учителя, не воспринимает информацию.

Для поддержания умственной активности гиперактивному ребенку необходима двигательная стимуляция, то есть ему необходимо двигаться для того, чтобы лучше воспринимать информацию.

Детей с СДВГ характеризует высокая утомляемость, особенно интеллектуальная (физическое утомление может вообще отсутствовать); низкая работоспособность; сниженные возможности саморегуляции; трудности перехода информации из кратковременной в долговременную память; трудности при оперировании большим объемом информации.

Признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью можно обнаружить уже в дошкольном возрасте, однако в этот период они обычно не сказываются отрицательно на развитии ребенка, так как те же проблемы есть у большинства дошкольников. Однако у детей с СДВГ симптомы сохраняются и тогда, когда он идет в школу, часто мешая успеваемости.

Очень важно отличать ребенка просто невнимательного и беспокойного от ребенка, имеющего те же симптомы вследствие СДВГ...

Помните, что, вовремя выявив такую особенность ребенка как синдром дефицита внимания с гиперактивностью, мы сможем помочь ему достичь желанного успеха в учебе!

Как скорректировать поведение ребенка с СДВГ?

В терапии СДВГ лекарственные препараты второстепенны, их назначение минимально, и они оправданы лишь в 10% случаев.

Основная роль отводиться коррекции. Программу коррекции составляет психолог, заниматься же по ней с ребенком могут и родители.

И, наконец, важная роль отводится созданию особого подхода к проблемам ребенка со стороны педагогов и родителей.

Прежде всего, стоит помнить, что СДВГ – это не только поведенческая проблема, но и медицинский диагноз, справится с которыми самостоятельно ребенок не может.

Рекомендации учителям:

Помните о том, что гиперактивность, присущая детям с синдромом дефицита внимания, хотя и неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер, улучшив его успеваемость.

Рекомендации родителям:

Воспитывать ребенка с СДВГ непросто, однако не стоит забывать, что этот диагноз - не приговор, а всего лишь расстройство, которое поддается успешной коррекции!

 

 

Главный специалист ГУЗО

по детской психиатрии                                                          Н.В.Беглюк

Опубликовано 08 ноября 2022
Обновлено: 08 ноября 2022
Просмотров: 349