Возрастные кризисы жизни

Многие люди не раз слышали слово «кризис» и многими людьми слово «кризис» воспринимается настороженно, как некий переломный период, в котором жизнь делится на «до» и «после». Существует много кризисов, например «творческий кризис», «экономический кризис», «экзистенциальный кризис», но в статье пойдет речь именно о возрастном кризисе, точнее о возрастных кризисах, потому что человек за свою жизнь проходит много возрастных периодов, начиная с самого рождения и до глубокой старости. Многими людьми кризисы могут осознаваться и человек сам может четко определить, что он проживает определённый период в жизни, другие люди не осознают и не понимают, что происходит с ними, потому что кризисы могут протекать не так остро и интенсивно. Кризисы определённо привязаны к возрастным периодам, но точное время и продолжительность у всех людей разные, у некоторых они наступают раньше или позже на полгода-год, а то и на два. Но в любом случае важно понимать причины их возникновения и типичные сценарии, чтобы пережить их с минимальными потерями и максимальной выгодой для себя и своих близких. Ведь возрастной кризис является своеобразным новым стартом, а изначально остановкой, где можно постоять, задуматься, переосмыслить и определить для себя новые цели, проанализировать все, что мы умеем, и все, чему хотим научиться.

Существует любопытный факт, что в китайском языке слово «кризис» состоит из двух иероглифов. Один иероглиф переводится как «опасность», а другой – «возможность».

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.Даля слово «Кризис» м.лат. *перелом, переворот, решительная пора переходного состояния.

В психологии существует множество определений возрастного кризиса. Возрастной кризис – это некий временной период в развитии человека, при котором наблюдаются резкие психические изменения и являются нормой в личностном развитии человека.

По периодизации Л.С.Выготского (советский психолог, основатель культурно-исторической школы в психологии), первым кризисом, с которым сталкивается человек, является кризис новорожденного от 0 до 2-ух месяцев. Этот кризис связан с переходом ребенка из внутриутробной жизни во внеутробную. За этот период организм ребенка переходит к новому типу функционирования и адаптации к новой среде обитания.

Кризис 1-го года (примерная длительность от нескольких месяцев до полугода) завершает младенческий период развития. Проявления: ребенок чаще и интенсивнее капризничает, может впадать в истерику, отказывается от еды, проявляет агрессию, не желает отпускать самого близкого взрослого от себя, требует повышенного внимания, действия часто противоречивы и непоследовательны.

Кризис трёх лет (примерный период 2,5-4 года) – период перехода к дошкольному ворасту. Малыш осознаёт себя, появляется слово «Я». Всё чаще можно услышать такие фразы «Я сам!», «Я большой!», появляется больше желаний проявить свою самостоятельность «хочу», «могу», но часто желания малыша не совпадают с его возможностями. Из-за этого получается, что с одной стороны малыш в конфликте с собой, а с другой в конфликте с родителями, которые опекают такого «взрослого ребёнка», стремящегося самостоятельно принимать решения. Основными проявлениями этого кризиса в поведении ребёнка являются негативизм, упрямство, строптивость, своеволие.

Кризис 7-ми лет –соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом. Самыми яркими проявлениями этого кризиса является желание ребёнка быть похожим на взрослых (иногда, отказ от игр), выражающееся в подражании их действиям, манерничанье, болезненное отношение к критике, упрямство, капризы, игнорирование просьб.

Кризис подросткового возраста (начало, примерно, в 13 лет и может продолжаться до 18 лет) – период переживания гормонального сбоя вследствие перехода из детского в юношеский возраст. Сопровождается такой период протестным поведением, стремлением быть взрослым, настаиванием на новых правах, депрессивным состоянием, повышенной эмоциональностью, снижением учебной мотивации, конфликтами с родителями и учителями. Перед подростками встаёт выбор профессии, мысли о будущем, принадлежность к какой-то социальной группе (группы по интересам (спорт, музыка), либо вступление в неформальные группы – хиппи, панки, готы и многие др.). В этот период подросток может задумываться о потреблении алкоголя, наркотиков, табакокурения, суицидах, особенно если в окружении сверстников это приветствуется, для того, чтобы быть как все, чтобы быть принятым сверстниками, а так же снять эмоциональное напряжение, возникающее из-за постоянных гормональных «качелей»

Детские кризисы означают крах существующей ранее в сознании ребенка системы, именно в этот период взрослым нужно научиться быть терпеливыми и терпимыми к своему чаду, осторожно давать оценку действиям и поступкам ребёнка, стиль воспитания – сотрудничество, ведь перед вами «взрослый» ребёнок. Требования и указания лучше заменить советом, подсказкой, а если желаемое действие ребёнка не принесёт вреда его здоровью и жизни, то предоставить возможность ребёнку самому испытать свои силы и знания на практике, приобрести, хоть и маленький, но свой личный жизненный опыт.

Следующий возрастной кризис называется «кризис ранней зрелости» (20-25лет), главные вопросы, которые человек решает в этот период – это вопросы самоопределения и самоактуализации, возникает потребность в самоуважении, начинает задумываться над построением своей карьеры, создании семьи. А так же подведение первых итогов своей жизни (что уже сделано и достигнуто, правильно ли сделан выбор). Поиски себя в этот период неизбежны без сравнений с другими – будь то окружение человека, либо герои любимых фильмов и сериалов того же возраста. Часто этот кризис может сопровождаться чувством «потерянности», человек не может определиться, чего бы он всётаки хотел в жизни, а так же другими чувствами: одиночество, экзистенционального вакуума, социальной изоляции.

Кризис четверти жизни (30 лет) – это чаще всего переоценка ценностей и подведение первых итогов, которые не приводят к клинической депрессии, а являются площадкой для новых стартов и начинаний.

Кризис среднего возраста (40-60 лет). Возрастные границы кризиса среднего возраста весьма размыты, потому что зависят от перечня факторов – например, финансового положения, карьерных достижений, состояния личной жизни, наличия увлечений, и других социокультурных факторов.

Пожалуй, это самый популярный кризис, который нашел отображение в искусстве. О кризисе среднего возраста написано множество художественных книг, сняты фильмы, поставлены спектакли. О нем бытует ряд клише – от покупки бессмысленно дорогой машины до романов с молодыми партнерами и попыток утопить свои печали в алкоголе.

В этот период человек начинает переосмысливать прожитое и утрачивается интерес к происходящему вокруг, фигурально выражаясь, все теряет краски.

Карл Густав Юнг, основатель аналитической психологии считал, что невозможно прожить вторую половину жизни по тому же сценарию, что и первую.

В этом возрасте, по наблюдению со стороны других людей можно обнаружить, что человек проживающий кризис среднего возраста может начать «молодиться», особенно это может ярко проявляться среди женщин, когда человек старается молодо выглядеть, одеваться неуместно своему возрасту, участвовать во всевозможных мероприятиях, играх, которые предназначены для людей младшего возраста.

Людям среднего возраста часто бывает проблематично сменить работу – где-то их посчитают недостаточно энергичными, а где-то, наоборот – слишком квалифицированными. Многие люди в период кризиса среднего возраста с разочарованием обнаруживают, что материальные и социальные блага не делают их более счастливыми.

Так же в этот период к человеку приходит горькое осознание смертности, ведь в этот период жизни люди часто могут переживать утраты близких родственников и друзей, что провоцирует экзистенциальный страх. Многие в этот момент ищут утешения в религии и вере.

Перемены происходят и на уровне физиологии – например, у женщин начинается менопауза, которая связана как с сильной гормональной, так и с психологической перестройкой. Мужчины также переживают андропаузу, когда происходит снижение тестостерона в крови.

Все вышеперечисленные факторы, безусловно, стрессовые. Но их наличие в целом не всегда означает наступление глубокого кризиса, который перетекает в клиническую депрессию. Кроме того, возрастные рамки тоже не являются очень жесткими – кризис среднего возраста в любой форме может случиться как раньше, так и позже.

Старость. В возрасте старше 65 лет происходит анализ прожитой жизни. В это время человеку хочется увидеть плоды своих трудов и стараний, осознав себя успешным. Если человек понимает, что прошлое прожито непродуктивно, то наступает отчаяние. “Счастливая” старость наступает у гармоничных личностей с сильным уравновешенным типом высшей нервной деятельности, занимающихся длительное время интеллектуальным трудом и не оставивших этого занятия и после выхода на пенсию. Если кризис идентичности на этой стадии пройдет гладко, человек, обретя мудрость, посмотрит в прошлое с чувством смирения, благодарности, полноты. Это позволит без страха приближаться к старости и окончанию жизни.

Каждый психосоциальный кризис сопровождается как позитивными, так и негативными последствиями. Если конфликт разрешен, то личность обогащается новыми, положительными качествами, если не разрешен — возникают симптомы и проблемы, которые могут повлечь за собой развитие психических и поведенческих расстройств.

Опубликовано 29 августа 2022
Обновлено: 04 октября 2022
Просмотров: 405
Вверх