Почему детям не рекомендуется играть в мобильные устройства

«На, поиграй!», – и в руки трехлетнему малышу радостно спускается планшет. Крохотные пальчики летают по стеклу, движутся картинки, бурлит музыка. Малыш сосредоточен. Тем временем родители, заняв ребенка, углубились в собственный виртуальный мир своих гаджетов. В последнее время мобильные устройства играют огромную роль в жизни детей и подростков. Мобильный телефон и планшет становятся для них источником развлечений, дают шанс почувствовать себя супергероями, повышают уровень адреналина. В то же время ребенок становится зависимым от гаджетов и больше не может без них обходиться. Настроение напрямую зависит от мобильных устройств, и, не имея к ним доступа, кажется, что больше нет возможности полноценно наслаждаться реальной жизнью. Родители дают детям мобильники чуть ли не с грудничкового возраста. Планшеты с развивающими игрушками и мультиками – с полутора лет. Однако все зависит от дозы.

Если давать гаджет с 10 утра и до 10 вечера – разумеется, что польза от развивающих игр, окажется весьма сомнительной. На ребенка одновременно воздействуют несколько факторов: электромагнитное излучение, загружается зрительный анализатор, на него действует свет от экрана, включающий и ультрафиолетовый спектр. Не стоит давать ребенку образовательные приложения, где слишком много эффектов — анимации, звуков, картинок, на которые нужно нажимать и «свайпать» т.к. у ребенка могут возникнуть сложности с пониманием происходящего на экране, а также трудности в контролировании своих эмоций и понимании эмоций другого человека. В раннем возрасте особенно важно больше общаться с ребенком, помочь ему познавать мир вокруг. Исследования показывают, что образовательные приложения действительно помогают ребенку приобретать новые знания, однако они не должны заменять живых людей, которые учат детей эффективнее. Кроме того рекомендуется выработать четкие правила пользования гаджетами для всей семьи. Например, определить пространства, свободные от гаджетов — кухню, гостиную или автомобиль. Желательно договориться, что за обеденным столом телефонам не место. Хорошо бы настоять на том, что час перед сном дети ничего не смотрят. Вот тут можно продумать, сколько времени перед экраном отвести ребенку, учитывая школьные часы, домашнее задание и другие занятия. Важно, чтобы добиться большего эффекта, можно проявить солидарность и ввести ограничения и для себя (может быть, это будет полезно и взрослым). Следует помнить, что родители берутся соблюдать установленные правила не менее ответственно, чем сами дети. Для этого родителю нужно понимать, что именно технологии не в состоянии дать, в отличие от удовольствий реального мира. В социальных сетях нет запахов, прикосновений, живых интонаций. Гаджеты не дают возможности изучать физические законы взаимодействия предметов, формировать собственную иерархию ценностей, развивать эмоциональную сферу личности. Ограничивая пользование ребенком гаджетами, освободившееся время необходимо наполнять активностью, посредством которой будет возможность получить то, что технологии ему не додают. А дальше все индивидуально — путешествия и походу, спорт, настольные игры и умные конструкторы, которые позволяют изучать физические законы механики, и будут интересны вам и ребенку. Чтобы снизить увлечение ребенка телефоном, от родителей потребуется не меньше участия, чем от самих детей. Таким образом, выбирайте настольные игры, спорт и конструкторы, которые будут любопытны, как вам, так и взрослым. Если прививать ребенку вкус к реальному миру, то к моменту, когда он сам станет распределять свое время, лимиты гаджетов будут ему хорошо известны.

Шашкова Ольга, психолог отделения общественного здоровья Гомельского городского ЦГЭ

Опубликовано 24 апреля 2019
Обновлено: 24 апреля 2019
Просмотров: 78
Вверх